Украина совершила переворот в военно-морской стратегии, взяв под контроль Черное море своими новейшими беспилотниками, пишет The Financial Times.
Несмотря на то что у Украины нет Военно-Морского флота, за последние 2 года удары беспилотников и ракет вывели из строя или уничтожили 30% российского Черноморского флота и лишили Москву контроля над морем, чего не было в современной истории. Поразительные военно-морские успехи Украины позволили увеличить объемы морской торговли: за последние месяцы через Черное море прошли десятки миллионов тонн грузов, поскольку экспорт из Одессы и других ключевых портов вернулся к уровню до начала полномасштабного конфликта, пишет The Financial Times.
Успех Украины в Черном море имеет стратегическое и экономическое значение.
Противокорабельные ракеты и атаки морских беспилотников оказывают огромное влияние на флот Путина. Их совокупная угроза заставила большую часть российского флота переместиться в недавно укрепленные порты в восточной части Черного моря, вдали от побережья Украины, и показала, что Киев все еще может действовать агрессивно.
“Украинцы напугали русских в Черном море… Это сильно подорвало способность России планировать, координировать и контролировать транспортные маршруты [в Черном море]. Я думаю, это также одна из причин, по которой вы наблюдаете рост поставок зерна…” — говорит доцент Центра безопасности, дипломатии и стратегии Брюссельской школы управления Дэниел Фиотт.
Беспокойство за собственные грузовые суда также могло сдержать российские ракетные атаки на украинские торговые суда.
И Россия, и Украина заинтересованы, чтобы “регион Черного моря был безопасным для трейдеров, чтобы они могли перевозить партии [зерна] туда и обратно”, говорит исполнительный директор Международного совета по зерну Арно Пети. “Украинцы также показали, что могут нанести ущерб российскому судоходству с помощью этих беспилотников на море… Думаю, каждый из них понял, что если возникнут проблемы, то пострадают оба”, — считает Пети.
Анализ спутниковых данных, проведенный Financial Times и компанией Black Sky, специализирующейся на космической разведке, показывает, что российский флот в настоящее время в основном действует из портов на востоке Черного и Азовского морей, многие из которых недавно были укреплены.
Морские беспилотники, впервые запущенные в октябре 2022 года, когда два российских военных корабля были подбиты в порту Севастополя, сыграли ключевую роль в лишении Москвы контроля над Черным морем. По данным ВМС Украины, из 80 военных кораблей, которые Россия имела в Черном море до начала конфликта, 27 были повреждены или уничтожены, включая большие десантные корабли, ракетные катера, подводную лодку и патрульный корабль. Около 15 кораблей находятся на ремонте.
Несмотря на свою простоту, украинские морские беспилотники рассказывают историю, как инновации появляются в ходе военных действий, считает доцент Центра безопасности, дипломатии и стратегии Брюссельской школы управления Дэниел Фиотт. “Западная концепция, к которой мы привыкли, заключается в том, что инновации — это то, что происходит в лабораториях, а затем вы переносите их в военное измерение. А я думаю, что украинцы действительно вернули нас к гораздо более традиционному пониманию того, что означают инновации”, — считает Фиотт.
Примером тому служит дрон Magura V5, разработанный ГУР. Названный в честь славянской богини войны, беспилотник длиной 5,5 м и дальностью хода 800 км излучает мало тепла, что затрудняет его обнаружение тепловизионными камерами. Он может нести 320 кг взрывчатки и передвигается со скоростью 80 км в час.
У Украины также есть беспилотник Sea Baby, разработанный внутренней разведкой СБУ. Последняя версия может использоваться в качестве дрона-камикадзе, способного нести полезную нагрузку весом до 1 тонны на расстояние до 1 000 км.
По мнению аналитика по России в американском аналитическом центре CNA Сэмюэла Бендетта, успехи Украины также основаны на ее гибкости. По его словам, “новички” могут двигаться гораздо быстрее, чем устоявшиеся флоты, которым приходится иметь дело с огромным количеством бюрократии.
Сдерживание России в Черном море лишь одна из причин недавнего всплеска морской торговли, другая — новаторская сделка по страхованию, которая придала новую уверенность судоходному сектору.
Подписанное в ноябре соглашение предусматривает, что мировые страховщики согласились предоставить доступное страховое покрытие судам, перевозящим зерно и другие важные продовольственные товары из черноморских портов Украины.
В марте договор был обновлен и теперь распространяется на суда, перевозящие все невоенные грузы, такие как железная руда, сталь и контейнерные перевозки. Руководитель глобального отдела морских перевозок, грузов и логистики компании Marsh McLennan Маркус Бейкер говорит, что сделка принесла Украине “огромную пользу”.
“Если бы вы захотели завести свое судно в Одессу, чтобы забрать груз, это обошлось бы вам примерно в 4% от стоимости корабля. Это довольно существенно, когда речь идет о грузах ценой $10-15 млн. И это увеличение стоимости, очевидно, отражается на стоимости груза… Сейчас, вероятно, чистая ставка для клиента составляет от 0,4 до 0,75% в зависимости от типа судна”, — говорит Бейкер.
Ранее сообщалось, что два месяца Украина, Турция и РФ вели переговоры относительно безопасности судоходства в Черном море.
Автор: Марк Ворошилов