Стандарты качества ЖБИ: сырье и материалы

Украина

Главным в ЖБИ считается бетон, завод как бы вынужден выдерживать стандарт, иначе любое изделие могут забраковать. На практике всё не так просто и схематично. Давайте разберёмся, как понять, что нам предлагает производитель (например, здесь: https://s-beton.com.ua/zhelezobetonnye-izdeliya), если нужен готовый блок для фундамента или опоры.

Составляющие бетона – залог прочности конструкции

14 августа 2018 года обрушился мост на автостраде A10 на севере Италии в городе Генуя, погибло 22 человека. 200-метровый пролёт автомобильного моста «Польчевера» («Моранди») был собран из ЖБИ местного производства и закончен в 1962 году. ЖБИ делали в Италии, и срок службы материала, заявленный проектировщиками, составлял 75 лет. То есть до 2037г. капитального ремонта не требовал.

Но мост рухнул. Спустя два года обрушился мост между итальянскими областями Лигурия и Тоскана. События резонансные, оценку трагедии дали не строители и проектировщики, оценивавшие безопасность, а прокуратура Италии.

Они ревизовали производство, эксперты оценили материал рухнувших мостов, проверили качество ЖБИ на прочность и выяснили всё про составляющие использованного бетона:

  • Использованная в конструкции арматура была в диаметре на 4 мм меньше проектного значения;
  • Армирование составило около 70%, проектный показатель с запасом прочности был занижен на 45%,. Причем конструкция пролета стала «тоньше» почти на метр;
  • Проектный объем бетона отличался от фактического почти на 18%. При этом для производства готового ЖБИ уполномоченный завод использовал на 12% меньше цемента, чем того требовалось по ТЗ, завышая класс изделия;
  • Металлический каркас не содержал профиль (двутавровые и тавровые балки) заложенные в проекте;
  • На заводе производителя отсутствовали инертные материалы, их «досыпали» из самосвалов.

Обе катастрофы нанесли удар по репутации ЖБИ, но работа итальянских прокуроров и следователей всё расставила по местам.

В обоих случаях в цепочке «производитель – подрядчик – исполнитель» сэкономили, сначала украв на дорогих составляющих бетона. Качественный цемент, присадки и добавки с наполнителем (применили песчаник вместо гранита), как и арматура, ушли «налево». Класс прочности стал ниже, металлический каркас стал ржавым, но контроль остался за поставщиком. Какая уж тут безопасность и забота о долговечности?

При армировании была применена технология «восстановления ржавчины». Купленные за бесценок пруты обливали составами, восстанавливающими внешний вид, но не прочность арматуры. Заливку опор проводили осенью, без должных мер для набора прочности.

В результате железобетонный мост рухнул за 20 лет до капитального ремонта. А европейский комитет до сих пор выясняет, как так могло случиться. Контроль над строительством осуществлял поставщики изделий – три итальянских завода, управляемые одним владельцем.

Большим плюсом этой истории стал единый подход к качеству ЖБИ, причем отечественный производитель мгновенно принял европейский подход. Например, бетонный завод в Киеве, на улице Промышленная 4, одним из первых задекларировал новые стандарты качества. Можете позвонить по телефону +38 (067) 000-21-11 и выслушать длинный перечень документов.

Но нас, как потребителя, интересуют другие вопросы, а не причины обрушения мостов в Италии. Поэтому при заказе железобетонных изделий обращаем внимание на основные моменты.

Стандарты качества ЖБИ: сырье и материалы

Стандарт армирования ЖБИ важный показатель

Технология проверена, хорошо документирована, исключает ошибки, поэтому в Украине вы не встретите изделий, внутри которых не тот профиль, арматура, не соответствующая стандартам и т.д.

Скорее можно получить ЖБИ, производство которых велось с нарушениями геометрических размеров. Хотя и тут нет особых нарушений, стандарт допускает отклонения до 1,5% линейного размера. Для сборных конструкций отклонение допустимое, бетон – материал прочный. При укладке блоков в качестве фундаментов отклонения в большую сторону только в плюс.

Поэтому при выборе поставщика ориентироваться стоит не на точную геометрию, а на то, что внутри железобетонного изделия:

  • Простое армирование прутами или прочный, металлический (чаще всего сварной) каркас?
  • Как обеспечена жёсткость конструкции при помощи армирования? Запросите схему у технологов, уважающий себя бетонный завод выдаст её без промедления;
  • Наличие закладных деталей и элементов, ускоряющих сборку и облегчающих монтаж;
  • Полный комплект документов, подтверждающих качество бетона, использованных материалов и дающий гарантию на покупаемые железобетонные изделия;
  • Соответствие геометрическим размерам (да, внутри одной партии и это имеет значение).

Вы – покупатель, имеете право получить необходимую информацию, тем более, что все упомянутые пункты имеют прямое отношение к контролю производителей и качеству ЖБИ. Поэтому не стесняйтесь. Стандарты контроля качества в Украине развиты. Возникли подозрения в том, что ФБС или плита перекрытия выглядят слишком хлипкими? Не спешите монтировать фундамент или перекрывать этаж, главное – сохраните документы от производителя.

Если ошиблись с подозрениями, немного заплатите за экспертизу. Но если окажетесь правы, то скорректируете профиль поставщика в соцсетях и глазах возможных покупателей. Тех, кто ещё не прочитал эту статью и не понимает, как оценить то, что ему привезли.

Если вам понравилась статья не поленитесь нажмите лайк и поделитесь в соц сетях