Особенности и проблемные моменты защиты прав потребителя при покупке через Интернет

Украинский рынок электронной коммерции https://vigolex.net/ru/project-details/internet-ta-elektronna-komerciya/ растет со скоростью более 30% в год, занимая второе место по темпам в Европе. Потребители все чаще заказывают товары или услуги на интернет-ресурсах, пытаясь сэкономить время и деньги, при этом имея достаточно широкий выбор. При этом введение карантина только увеличило долю покупок, совершенных онлайн.

Несмотря на то, что продажа товаров в Интернете имеет свою специфику, потребители имеют равные права как в онлайн, так в и оффлайн магазинах. Однако, ВигоЛекс отмечает, что разница между защитой прав потребителя при онлайн и оффлайн покупке проявляется на практике. К сожалению, права потребителя при покупке через Интернет защитить сложнее.

Статья 8 Закона Украины «Об электронной коммерции» приравнивает покупателя (заказчика, потребителя) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции по объему его/её прав и обязанностей к потребителю, заключившему договор на расстоянии или вне торговых или офисных помещений.

Первый проблемный момент:

Первым проблемным моментом в защите прав потребителя при покупке через Интернет является его надлежащее информирование. Практика показывает, что именно достаточная осведомленность потребителя играет решающую роль при осуществлении защиты своих прав и законных интересов.

Использование средств дистанционной связи не должно привести к сокращению объема информации, которую, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, потребитель получил бы в режиме оффлайн. Предоставление онлайн информации потребителям должно происходить на принципах добросовестности при осуществлении коммерческих операций, включая защиту тех, кто не является дееспособным и не может дать согласие, например, несовершеннолетних.

Исходя из опыта работы команды ВигоЛекс, одной из главных проблем при покупке через Интернет является то, что некоторые продавцы (участники отношений в сфере электронной коммерции), вопреки требованиям Законов Украины «О защите прав потребителей» и «Об электронной коммерции», не обеспечивают доступ к информации, с помощью которой можно идентифицировать субъекта предпринимательской деятельности.

Так, на сайте обязательно должно быть указано наименование продавца, его местонахождение, порядок принятия претензий. На практике, на сайте интернет магазина обычно можно найти только адрес электронной почты и номер мобильного телефона продавца. Отсутствие предусмотренной законом информации фактически делает потребителя бесправным при приобретении некачественного товара.

Отдельно стоит отметить важность информирования потребителя относительно товара. В случае покупки товара через интернет-магазин, потребитель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с товаром, а ориентируется только на изображение товара, его текстовое или словесное описание. На практике существуют случаи продажи товара по другой цене, изменение условий договора после оформления заказа, продажи некачественного или фальсифицированного товара.

Второй проблемный момент:

Вторым проблемным моментом является возврат товара или средств. В первую очередь, продавец обязан сообщить потребителю информацию об условиях и процедурах реализации права разорвать договор (например, в случае получения товара ненадлежащего качества). Так, покупатель имеет право на возвращение товара в результате нарушения условия договора об ассортименте. Почти все интернет-магазины имеют ассортимент товаров, но часто случается, что покупатель получает не то, что ожидал, то есть цвет, размер, вид и модель товара не соответствуют данному ассортименту. В таком случае потребитель может ссылаться на положение ч. 1 ст. 672 Гражданского кодекса Украины, а именно он имеет право отказаться от принятия и оплаты товара, а если товара уже оплачен – потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.

Третий проблемный момент:

К третьему проблемному моменту можно отнести вопрос защиты персональных данных покупателя. Использование персональных данных в сфере электронной торговли может осуществляться в случае создания субъектом электронной коммерции условий для защиты таких данных, а если не созданы условия для защиты персональных данных, заключение договора не представляется возможным. Для законной обработки персональных данных продавцу также необходимо получить согласие субъекта данных уведомить его об их обработке. Однако случаи использования персональных данных не только для совершения сделки отнюдь не редки, как и случаи передачи этих данных третьим лицам.

Поэтому ВигоЛекс советует потребителю при покупке товаров или услуг в Интернете соблюдать бдительность и внимательно изучать информацию, предоставленную продавцом. Продавцам же гораздо выгоднее соблюдать требования законодательства как во избежание потерь репутации, так и во избежание судебных исков.

Всі новини на одному каналі в Google NewsТелеграм, Facebook

Если вам понравилась статья не поленитесь нажмите лайк и поделитесь в соц сетях